Сайт самого противоречивого профессора истории в мире



Сачок. ру




     Квакин Андрей Владимирович родился 1 мая 1953 г.
     Закончил Исторический факультет Калининского госуниверситета в 1975 г. по Кафедре всеобщей истории.
     Ассистент Кафедры всеобщей истории с 1 сентября 1975 г., служба в Советской армии в составе Группы советских войск в Германии (1975 – 76); ассистент, старший преподаватель, доцент Кафедры новой и новейшей истории Калининского госуниверситета (1976 – 83); доцент, профессор Кафедры истории России Волгоградского госуниверситета (1983 – 92); зав. Кафедрой новой и новейшей истории Тверского госуниверситета (1992 – 93); зав. Сектором истории культуры Российского Зарубежья Российского института культурологии РАН и МК РФ (1993 – 96); профессор Кафедры истории Российского государства МГУ с 1996 по настоящее время.
     Доктор исторических наук (1991), профессор (1993).
     Исследование проблем истории интеллигенции было начато в 1976 г. под руководством профессора В.В. Комина в разрезе участия представителей интеллигенции в антибольшевистских партиях и течениях, в том числе в Белой эмиграции. Первичные научные изыскания по этой проблеме завершились в 1981 г. защитой кандидатской диссертации по истории сложного общественно-политического движения российской интеллигенции на территории России и в эмиграции – "сменовеховства". В дальнейшем, по рекомендации ведущего тогда советского исследователя истории интеллигенции С.А. Федюкина, было продолжено изучение мотивов, характера и проявлений идейно-политических процессов в среде отечественной интеллигенции, связавшей себя с антибольшевистским партийно-политическим лагерем. Итоги научных разработок были представлены в 1991 г. в виде монографии и докторской диссертации по теме "Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в условиях провозглашения "новой экономической политики" 1920-х годов". В 1990-е годы основное внимание в исследованиях уделялось истории судеб интеллигенции через изучение её повседневности, особенно в эмиграции.
     Личный вклад в изучение проблем истории интеллигенции можно свести к следующим основным моментам:


Разработка истории интеллигенции, боровшейся против "диктатуры пролетариата", как составной части истории отечественной интеллигенции. Была на фактическом материале подтверждена гипотеза С.А. Федюкина о том, что идейно-политическая дифференциация интеллигенция происходила не по социальным и профессиональным группам, а внутри них.

Исследование истории эмигрантской интеллигенции как важной неразрывной части отечественных интеллектуалов. Получили дальнейшее развитие основные положения взглядов В.В. Комина о взаимовлиянии идей и настроений интеллигенции Советской России и Российского Зарубежья в 1920-е, и даже в 1930-е г.г. В отечественную историографию введено понятие "культурно-миграционая система", выявлено место и роль российской интеллигенции в формировании данной системы.

Изыскание в области проблем истории повседневности отечественной интеллигенции через изучение её быта и нравов в соответствии с социокультурными подходами Ю.М. Лотмана. Был исследован широкий спектр документов личного происхождения, что позволило говорить не только об официальных проявлениях поведения интеллигенции в различных исторических ситуациях, но и определить доминирующие факторы её поведения в конкретной социокультурной обстановке.

Проведение исследования соотнесение понятий "интеллигенция" – "духовная элита", уточнены хронологические рамки создания предынтеллигенции, интеллигенции и высказана позиция по вопросу о "ликвидации", "гибели", "уничтожении" интеллигенции, перерождения её в "образованщину" (А.И. Солженицын). На основе подходов В.П. Зинченко интеллигенция рассматривалась как функциональный орган любого общества, как само реконструирующаяся социальная система.

Изучение истории российской интеллигенции с позиций исторической психологии, включающее поведенческие аспекты, определяющие морально-нравственное состояние всего общества. С позиций А.С. Ахиезера в изучение истории интеллигенции вводится ещё один ракурс: культурно-самобытный тип нравственного опыта, его место и связи с социальным развитием человека как субъекта истории. Такой подход позволяет не только критически изучать исторический опыт, но даёт возможности для прогностических выводов.


     Проблемы истории российской интеллигенции освещались в спецкурсах, прочитанных в 1980 – 90-ые г.г. для студентов и аспирантов Волгоградского, Тверского, Омского, Уральского, Московского госуниверситетов.
     Член Проблемного совета "Интеллигенция. Культура. Власть" при Ивановском госуниверситете.
     Награжден знаком "Победитель соцсоревнования" 1989 года. Был лауреатом научных конкурсов Российского государственного научного фонда, Московского научного фонда, Института "Открытое общество", Фонда Сороса, Фонда Фулбрайта.
     Всего по истории интеллигенции опубликовано более 100 работ, в том числе монографии: "Октябрьская революция и идейно-политическое размежевание российской интеллигенции: Теоретико-методологические, источниковедческие, историографические аспекты" (Саратов, 1989); "Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период нэпа, 1921 – 1927" (Саратов, 1991); "Общее и особенное в положении российской диаспоры первой волны" (Тверь, 1992); "Российская интеллигенция и "первая волна" эмиграции" (Тверь, 1994).

"История интеллигенции России в биографиях ее исследователей" (стр. 84)

Гостевая книга
Все материалы представленные на данном сайте принадлежат А.В. Квакину. Их использование без согласия владельца запрещено!
© А.В. Квакин, 2002 – 2014